Основные принципы построения урока:
- системность;
- преемственность;
- логичность;
- движение от простого к сложному в учебном материале, от репродуктивной деятельности к продуктивной, в том числе к творческой деятельности, от частного к общему;
- чередование и смена форм деятельности: чтение, активное «включение глаза»; слушание, активное «включение уха»; говорение; письмо.
Требования к уроку:
- урок предусматривает реализацию в комплексе развивающей, образовательной и воспитательной функций обучения. Воздействует на все стороны формирования ученика: пополняет запас знаний, развивает умственные силы и способности, формирует мировоззрение, нравственные, эстетические, волевые черты личности, отношение к труду;
- урок по форме проведения имеет строгую систему построения: определённое начало, постановку целей и задач урока, объяснение, закрепление или повторение, учебное домашнее задание. Части урока должны быть взаимосвязаны, следовать одна за другой;
- урок соответствует принципам обучения: он оказывает воспитывающее влияние, является научным, доступным, способствует прочному и осознанному усвоению материала, формированию умений и навыков;
- содержание урока соответствует учебной программе и является звеном в системе других уроков. Всегда нужно помнить о том, какой учебный материал изучен ранее и что будут изучать школьники после данного урока. И не только помнить и знать, но и создавать в учебной деятельности тенденции к предварительному знакомству с отдельными идеями, которые будут изучаться в дальнейшем;
- при подготовке и проведении урока учитываются современные психолого-педагогические и методические подходы к обучению и воспитанию.
При оптимальной организации урок обеспечивает прочное и осознанное усвоение учебного материала — знаний и умений. А для этого урок должен быть целенаправленным.
Примерный перечень возможных задач урока
Образовательные:
- обеспечить в ходе урока усвоение (повторение), закрепление основных понятий, законов;
- создать условия для формирования умения находить изучаемое явление в…; правильно объяснять сущность изучаемого явления или понятия;
- сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения по предмету…;
- проверить, проконтролировать следующие общеучебные умения и навыки…,
- создать условия для отработки навыка…;
- актуализировать знания о…;
- создать условия для формирования умения составлять сравнительную характеристику героев;
- в результате выполнения заданий учащиеся должны прийти к выводу…
Развивающие:
- создать условия для совершенствования таких общеучебных умений и навыков, как умение выделять главное, как умение составлять простой план параграфа или текста;
- совершенствовать навыки работы со словарём, справочной литературой;
- сформировать (продолжить формирование) следующие общеучебные умения и навыки ( планирование ответа, сравнение, обобщение, работа с книгой и т.д.);
- совершенствовать навыки анализа эпического произведения;
- способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся, умению отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию следующих нравственных качеств учащихся…, уделив внимание воспитанию коллективизма, активной жизненной позиции и т.д.;
- содействовать воспитанию…;
- содействовать решению задач трудового воспитания и профориентации учащихся;
- содействовать воспитанию культуры общения через ситуации «ученик - ученик».
Существует множество приёмов психологической рефлексии:
«ключевое слово»: предлагается написать одно слово, с которым у детей ассоциируется содержание прошедшего урока, после этого проводится краткий анализ полученных результатов учителем или самими учащимися;
«бассейн»: на доске или листе ватмана рисуется бассейн с дорожками, на которых пловцы отображают состояния учеников во время изучения темы (утонул в непонимании сразу, захлебнулся на середине дистанции, доплыл с уверенностью до финиша, установил личный рекорд и др.). Участники отождествляют себя с одним из пловцов, ставя возле него условный знак (подобные рассмотренному приёмы «футбольное поле», «эмоциональная мишень» и др.).
ü «заверши фразу»: учащимся предлагается завершить ряд фраз, касающихся содержания, атмосферы, организации взаимодействия. Педагог произносит незавершённую фразу и указывает на участника, которому предлагает её завершить.
На старших этапах более глубокой становится содержательная рефлексия. Учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда учащийся переформулирует понимание с использованием собственного словаря, то создается личный осмысленный контекст.
Учитель может организовать эвристическую беседу.
1. Что вы ожидали от урока и что получилось?
2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?
3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?
4. Была ли польза от такого рода работы?
5. В чем вы видите собственное приращение?
6. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?
7. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.
8. Что и почему можно изменить в нашей работе?
На старших этапах более глубокой становится содержательная рефлексия. Учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда учащийся переформулирует понимание с использованием собственного словаря, то создается личный осмысленный контекст.
Учитель может организовать эвристическую беседу.
1. Что вы ожидали от урока и что получилось?
2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?
3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?
4. Была ли польза от такого рода работы?
5. В чем вы видите собственное приращение?
6. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?
7. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.
8. Что и почему можно изменить в нашей работе
Вариантами письменной формы рефлексии являются резюме, эссе, мини-сочинения, причём как на уроках гуманитарного, так и естественнонаучного цикла. Данный вид целесообразно проводить по окончании изучения темы, проведения семинара, дидактической игры.
Заполнение листов наблюдения в процессе групповой работы, где учащиеся могут зафиксировать свои выводы об эффективности своей деятельности (например, назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке).
Дети очень любят графическую рефлексию, когда требуется начертить, например, график изменения их интереса (уровня познания, личной активности, самореализации). Проведение рефлексии по рефлексивным картам, даёт богатый материал для анализа и корректировки учителем образовательного процесса
С целью эффективной работы факультативов предлагается соблюдать следующие принципы: принцип самоопределения учащихся, учёта возрастных особенностей, познавательных интересов учащихся, соответствия нормативной базе, принцип ресурсной обеспеченности, принцип доступности, индивидуализации обучения, принцип занимательности, безотметочного обучения.
Целями факультативных занятий могут быть:
- подготовка старшеклассников к ЦТ,
- подготовка способных учащихся к олимпиадам,
- формирование профориентационной компетентности учащихся базовой школы; - общекультурное развитие школьников, приобщение детей к исследовательской деятельности, коррекция в знаниях и умениях учащихся.
Факультативы разнятся и по содержанию: предметной направленности, общеразвивающей и общекультурной направленности, профориентационные.
На факультативах предметной направленности приоритетом является успех на выпускных экзаменах и ЦТ.
раскрыть » / « свернуть